ВЫСТАВКА
О ВЫСТАВКЕ
Квинтэссенция соц-арта – мастерское инсталлирование того, что для эстета и догматика воспринимается как «конфуз неловкой ситуации». Со времен дадаиста Дюшана эта идея стала лейтмотивом искусства автореферентного, способного критически осмыслить собственный контекст и навсегда расстаться с химерой эстетической автономии. Появившийся в СССР метод «соц-арт» включил в орбиту этой ситуации конфуза косность политической системы, убожество претензий тоталитарного государства (коим был СССР) быть арбитром в вопросах красоты и вкуса.

Александр Косолапов, возможно, самый чуткий среди соц-артистов режиссер комбинаций различных исторических артефактов. Он режиссирует ситуации по силе сравнимые с назревающими скандалами великой русской литературы (Федора Михайловича Достоевского). Тонко и точно выстроенные, эти ситуации создают предчувствие крушения и бури, которые разрешаются в душе, сознании зрителя. Ведь радикальные в своей антисервильности и неблаговоспитанности сближения (лицо российского президента, вписанное в портрет леонардовской Мона Лизы) помогают зрителю освободиться от собственной несвободы, преодолеть диктат авторитетов и фетишей. А потребительским фетишем сегодня являются не только классика, но искусство самого Дюшана, автора первого конфузного коллажа: «Мона Лиза с усами».


читать далее
В новой выставке «DTM» Косолапов распоряжается наследием дадаизма, авангарда, Ренессанса и поп-арта. DTM - аббревиатура «Дюшан, Малевич, Татлин». В своих комбинациях художник двигает эти буквы-мемы-знаки как фигуры шахмат по клетчатому полю. «Башня III Интернационалу» Татлина, «Черный квадрат» Малевича, «Фонтан. R.Mutt» (писсуар) Дюшана, автомат Калашникова - выступают гимнастическими снарядами на параде физкультурниц. Создается интенсивное, но потаенное эротическое напряжение между фашизоидной эстетикой Лени Рифентшталь, парадами советских физкультурниц и артефактами авангарда, которые, как и автомат Калашникова, вдруг оказываются подобием эротических игрушек, снарядов, символов.

Эротический конфуз между конструкцией, тотальным порядком и деструкцией продолжается в шахматной постановке на доске гипсовых копий скульптуры «Женский фиговый лист» Марселя Дюшана. Напряжение полюсов жизни это и растерянность перед собственной идентичностью в неопопартистском триптихе «What's wrong with my skin». Реагируя на новые расовые волнения мира, художник изобразил себя темнокожим. Вставленный в слово «LOVE» череп подключает к игре Энди Уорхола, также коды актуального стрит-арта. Одновременно отсылает к известной барочной аллегории «суета сует».

Изысканная виртуозность в аранжировке дискомфортных для потребителя тем – сильнейшее качество социального искусства Александра Косолапова. Портрет «Мона Лизы – ВВП» раскрывается нам не сразу: в движении, в длительном созерцании красиво написанных живописных слоев. Уместно вспомнить приведенную Сьюзен Сонтаг в книге очерков «О фотографии» мысль о том, что художник извлекает аналогии из самых несхожих вещей.

Сергей Хачатуров


ВИДЫ ЭКСПОЗИЦИИ
ХУДОЖНИК
Российский художник, живописец, график, скульптор, одна из ключевых фигур соц-арта. Учился в Московской средней художественной школе при художественном институте им. В.И.Сурикова и Московском высшем художественно-промышленном училище. В 1975 году эмигрировал в США.
Работы в коллекциях MOMA Нью-Йорк, Третьяковской галерее, Русском музее и многих других.
Живет и работает в Нью-Йорке.