Чувственность в российском искусстве была вынуждена проявляться украдкой, манифестируя себя окольными путями и намеками. Через цвет, геометрию, форму – как в работах Людмилы Константиновой, персонажи которой транслируют свою реальную или предполагаемую наготу посредством кристаллов вычурных оттенков и огранки. Намекая не то на «замирный» характер ощущений, не то на психоделическую культуру тех же 90-х как эпоху состоявшейся или, напротив, неудавшейся революции чувств.
Но, казалось бы, в последнюю очередь чувственность захочешь искать в серии акриловых тондо, почти в точности имитирующих рисунок мрамора разных видов. И в которых ощущения и ассоциации телесного характера – коснуться мрамора словно тела, кожи разного цвета – проступают на поверхности в блестящих прожилках глиттера и лучах солнца-решётки, наложенных поверх округлой живописной поверхности. Впрочем, и здесь что – желаемое, а что – действительное, сложно сказать наверняка. Действительность чувств во многом будет такой, какой мы её – осознанно или нет – сами себе желаем.
Валерий Леденёв