Весь мистицизм заявленной темы материализации после путешествия во времени сопряжен с интимностью самого восприятия это действа. Ведь подразумевая заранее, что предлагаемый визуальный образ будет гораздо скуднее осмысления подобного физического и экзистенциального процесса, зритель ограничен лишь собственным пониманием вопроса. Путешествие сквозь время становится путешествием вглубь себя и своих возможностей осознания проблематики. Искусство Гоши Острецова всегда балансирует на тонкой грани компиляции научных сюжетов и чистой литературы. Художник затрагивает интригующую тему, но в вместе с тем и напоминает о спекуляции научного и философского понятия теории относительности. Острецов предлагает взгляд на возможную материализацию путешественников во времени как на захватывающее действо, встречу чистой логики и иррационального. Этот момент может стать ментальным актом, будоражащим сознание таинством, интригой, подобно происходящей в романе «Сирены Титана» Курта Воннегута. Воннегут описывает, как толпа ждет материализации затерянных в пространстве и времени человека и его со- баки. Все знают, что сам процесс никто не увидит, но тем самым таинство материализации как бы умножается и усиливается в проекции воображения каждого из толпы. То, что предлагает Гоша Острецов своим проектом, - это подобное усиление образов через смену траектории пути восприятия. Если, например, классическое произведение искусства всегда направляло мысли зрителя вглубь своего образа или сюжета, а произведение модернизма увлекает внутрь личности самого автора, то современное искусство и Гоша Острецов открывают новый путь, который начнется от самого произведения и уведет в неведомое пространство интертекстуальных ассоциаций каждого зрителя.
В книге «Краткая история линий» английский антрополог Тим Ингольд заявил, что любая человеческая практика есть процесс прокладывания линий. По мысли автора, мир образуют линии движения. Для Гоши Острецова сам процесс путешествия - это прохождение по символичным линиям, будь то пространственно-временные траектории, либо сюжетные линии визуального или литературного произведения. Подобно героям романа «На дороге» Джека Керуака, для которых дорога и есть жизнь, можно также беспечно путешествовать по мыслимым линиям, предлагаемым произведениями Острецова. Скорость движения в этом пути всегда относительно «пространства-времени» восприятия каждого. Возможность путешествий во времени связанна с общей теорией относительности, и такое путешествие актуально только с позиции сравнения протекания времени у разных объектов. Поэтому относительность прохождения по пути созерцания произведения превращает этот процесс в условное путешествие во времени. Таким образом, путешественниками во времени могут быть не только загадочные гости, так и не пришедшие на вечеринку Стивена Хокинга, но и реальные зрители данной выставки.
Елизавета Шагина