Отправной точкой для создания работ, представленных на выставке, стали размышления художника о понятиях границ и безопасности. Тузов работает с ситуацией, когда и без того герметичную границу экрана удваивает желание пользователя скрыться за цифровой маской, раствориться в множащихся окнах зумов. Открывая, казалось бы, окну камеры свое интимное пространство, мы маскируемся и используем виртуальный фон.
Условные горожане спрятаны в не вполне антропоморфных шлемах, так крепко, будто шлемы и вовсе пусты. Парадный портрет, групповая композиция, обрывок пейзажа, все это как будто иллюстрации к средневековой рукописи. Нулевая ошибка, сайд эффект или угроза со стороны агентов правосудия закрывают небо крыльями летучей мыши. Нарочито неряшливые теги- маргиналии ощущаются как вирус, программа-шпион, меняющая пространство сетевого доверия. Теги для Тузова — маленькие мутации, визуально они дают зрителю необходимую дистанцию восприятия живописных образов.
Четыре глаза Уробороса — цифровая камера очередной модели айфона, отражающие в полной мере наши амбициозные стремления повышения статуса, желание технологического обновления, в ущерб возможности быть невидимым.
Реальность автоматически вынуждает играть в прятки — действовать не прямо, скрывать что-либо. «Прятка» в полной мере отражает этимологическое значение — укромное место, где можно сохранить приватное я, откуда мы можем выпрыгнуть в любой момент в надежде быть не пойманными стражами цифрового контроля.
Нарративы Тузова забрасывают зрителя в «Лес» Эрнста Юнгера, — манифест, посвященный попытке уберечь свободу от политического давления. Юнгер исследует саму возможность сопротивления: как отдельный, мыслящий человек может противостоять силе вездесущего государства. Независимо от того, насколько обширными становятся технологии наблюдения, лес защищает.
Саша Пучкова