В последние месяцы антиутопия стала во всех видах искусства самым актуальным жанром, по оперативности стабильно опережающим сводки новостей. Трудно поверить, что свою фантастически-реалистическую историю Гоша Острецов задумал больше года назад, а корнями она уходит в его же проект «Новое правительство», начатый на заре двухтысячных. Воображаемое тоталитарное государство планомерно уничтожает своих подданных, прикрываясь лицемерными лозунгами об их благополучии. По достижении определенного законом возраста граждан отправляют в «дома воскресения», где их личности гуманно освобождают из тюрьмы тела. (Согласно тамошней доктрине, человек с рождения находится в трех тюрьмах — тела, семьи и государства. Первую он не выбирает, вторую строит себе сам, а третья милосердно заботится о нем от рождения до… освобождения.) Таким образом, завершившие свой трудовой путь граждане избавляются от скучных забот о пропитании, а государство — от не менее унылой обязанности платить пенсию. Свою антиутопию художник разрабатывает тщательно и подробно, строит ее на века и с размахом, приличествующим теме, используя свои любимые медиа — деревянную скульптуру и живопись, и соединяя их друг с другом во всевозможных парадоксальных сочетаниях. На некоторых полотнах взгляд различает смутно знакомые образы Ренессанса и барокко. Пропагандистская машина в этом — разумеется, сугубо вымышленном и далеком от реальности — государстве лихо меняет значение слов на противоположные и бесстыдно аппроприирует классическое наследие, ставя на место ботичеллиевской Богоматери верховного правителя в жуткой маске. (Острецовское «Новое правительство» с носящими маски чиновниками, которых никто не должен знать в лицо, появилось в пору, когда на смену колоритным политикам ельцинской эпохи пришли невзрачные люди с незапоминающимися физиономиями.) Но в этом царстве смертельного абсурда есть место и надежде на лучшее. Правда, довольно абстрактной, в самом прямом смысле этого слова. Автор уповает на творческую энергию, возникающую как бы из ниоткуда. (А на что еще, спрашивается, уповать человеку с профессией художник?) Эту энергию символизируют динамичные абстрактные формы, вторгающиеся в вязкую плоть беспросветной реальности и разрушающие ее изнутри. Острецов называет их «Самоцветами инакомыслия». Они пронзают макеты «домов воскресения», заражают, подобно всепроникающему вирусу, мертворожденную пропагандистскую живопись, прорастают сквозь геометрический морок городов — масштабных настенных рельефов, напоминающих декорации немецкого экспрессионистского кино. Эта сила, своевольная, угловатая и непонятная, живет по собственным законам и не поддается тотальному контролю репрессивной власти. За кем в итоге останется победа, художник предоставляет решить зрителю — или будущему.
Екатерина Вагнер, шеф-редактор Russian Art Focus